Андо Хиросиге. Биография художника
|
Андо Хиросиге
|
| |
Истоки тех огромных исторических перемен, которые повлекли за собой формирование городской культуры Японии, были обусловлены стремительными социально-экономическими, политическими и идеологическими реформами в жизни японского общества, в результате чего и сложилась самобытная городская культура. Произошло это в эпоху Токугава (1603-1868).
В японской историографии так принято называть период в истории страны, когда военно-феодальное правительство возглавляли представители феодального дома Токугава.
В принятой в Японии системе исторической периодизации эра Токугава относится к эпохе кинсэй. «В периодизации европейской истории термину кинсэй нет эквивалента. На английский язык его переводят как early modern. Можно сказать, что это была своеобразная переходная эпоха от средневековья к Новому времени, длившаяся 264 года», вплоть до периода Мэйдзи (1868-1912) - так характеризует это время Н.Ф.Лешенко.
События 1868 года получили в японской историографии название Мэйдзи исин. В результате этих событий был ликвидирован сёгунат, и власть в стране номинально перешла к императору.
Эпохе Токугава предшествовало смутное время; вся вторая половина XVI века была отмечена борьбой за объединение страны. Битва при Сэкигахара (1600) положила конец длительному периоду междоусобных войн, и в стране наступили мир и политическая стабильность.
Начавшийся новый этап получил название по имени победителя в битве - Токугава Иэясу, который в 1603 году объявил себя сегуном (в данной книге сохранен принятый в Японии порядок в написании имен и фамилий: на первом месте фамилия, на втором - имя). Таким образом, он положил начало третьему в истории Японии сёгунату Токугава (1603-1868). Сёгун - «военачальник», этот титул присваивался военным правителям Японии из династий Минамото, Асикага и, наконец, Токугава.
Но этот период известен еще и как «эпоха Эдо» - по названию города, ставшего резиденцией сегунов Токугава. Следует отметить, что в течение всего периода Токугава номинальной столицей страны оставался город Киото, где жил император, хотя реальным политическим центром был Эдо. Новой Восточной столице - городу Эдо и посвящена серия «Сто знаменитых видов Эдо» - «Мэйсё Эдо Хяккэй» знаменитого художника-пейзажиста Андо Хиросигэ (1797-1858).
Столица Эдо была резиденцией сегунов и городом самураев, отличалась она рядом особенностей. Элитные аристократические районы занимали большие пространства, включавшие кроме построек сады и парки. Они соседствовали с густонаселенными кварталами ремесленников и торговцев. Город располагался на берегу Эдоского залива, своими очертаниями напоминая полумесяц.
Крупный торговый порт, со множеством естественных и искусственных каналов и рек, делали облик города и его характер неповторимыми.
В городе было много различных рынков и складов продовольственных и промышленных товаров. Их характерные строения и стены, окрашенные в белый цвет, стали своеобразным символом Эдо, нашедшим отражение в гравюрах японских художников. В столице, особенно в ее густонаселенных районах, были часты пожары, которые являлись настоящим бедствием этого огромного, целиком деревянного города.
Кривые и предельно узкие улицы жилых кварталов, построенные первоначально для обороны (поскольку закладывался город в условиях политической раздробленности и междоусобных войн), немало способствовали возникновению пожаров. Было даже принято поздравлять друг друга с туманной ночью, поскольку вероятность пожара уменьшалась. Большинство населения в период Токугава в Эдо составляли мужчины: самураи, моряки, торговцы, ремесленники.
Кроме того, политика заложничества санкин кодай, предполагала длительное пребывание в Эдо даймё и самураев, приезжавших со своей многочисленной свитой, в то время как семьи их оставались дома, в провинциях. Любимым местом их времяпрепровождения были официально разрешенные правительством увеселительные кварталы «Ёсивара», что буквально означает «Тростниковое поле», где социальные запреты были сняты. Впоследствии первоначальные иероглифы были переиначены на точно так же звучавшее «Веселое поле».
В настоящей серии Хиросигэ не раз изображает различные подходы к кварталу, показывая лишь крыши его строений. Гейши (буквально «женщины искусства»), живущие там, придавали Ёсивара совершенно особый колорит. Образованные собеседницы, приятные во всех отношениях танцовщицы и певицы, они также владели искусством игры на музыкальных инструментах.
Существует хрестоматийное утверждение, что период Токугава был временем застоя и изоляции от внешнего мира, приведшей впоследствии к отсталости Японии. Действительно, на первый взгляд, эпоха Эдо, или Токугава, была небогата яркими событиями, но именно характер и уровень политического, социально-экономического и, конечно, культурного развития повлекли за собой появление городской культуры.
Огромное богатство, финансовая мощь неуклонно сосредотачивалась в руках ремесленников и купцов Осака, Киото, Эдо, объединяемых в категорию тёнин - горожане.
При этом необходимо заметить, что общество периода Эдо (1603-1868) развивалось в условиях жесткой регламентации, которая затрагивала все слои, «но более всего ударяла по третьему и четвертому сословиям - ремесленникам и купцам». «Никаких политических прав, возможности участвовать в управлении страной и свободы действий вне коммерческой сферы у них не было... Горожане были вынуждены искать собственные формы самовыражения, в результате наиболее ярким явлением этого периода стала городская культура.
В изобразительном искусстве самой характерной формой ее существования стала гравюра укиё-э, в драматургии - театр Кабуки, в литературе - разнообразные жанры беллетристики», - как отмечает М.В.Успенский.
Круг интересов городского искусства был достаточно широк, но любые его проявления, в том числе и гравюра укиё-э, объединены двумя важными качествами - развлекательностью и информативностью. Жизнь горожан столицы протекала по своим законам, они имели свой язык, свои праздники, обычаи и должны были иметь свое искусство.
Им стала гравюра укиё-э, большая часть которой относится к жанрам бидзинга - изображения красивых женщин веселых кварталов, якуся-э-изображение актеров, муся-э - изображение воинов, последним зародился и оформился как самостоятельный жанр - фукэйга - пейзаж. Каков бы ни был сюжет гравюры, он всегда рисовал перед зрителем мир обыденный и легко узнаваемый, но в то же время иллюзорный. Другое важное качество гравюры состояло в ее информативности.
Именно гравюра едва ли не изначально играла роль своеобразного средства массовой информации. Выделение гравюры в самостоятельный вид искусства принято относить ко второй половине XVII века и связывать с именем художника Хисикава Мароно-бу (1618-1694), выпустившего гравюры на отдельных листах - итимаиэ. До этого гравюра существовала в форме книжной иллюстрации. Гравюра укиё-э до середины XVIII века была черно-белой (сумидзури-э) и печаталась с одной доски, так называемого ключевого блока, передававшего лишь линейные контурные изображения.
Вскоре были предприняты попытки ввести в гравюру цвет. Контурный рисунок раскрашивали от руки сначала одним, а позже - двумя-тремя цветами.
первая третья четвертая
|